VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Ценообразование на мировых товарных рынках

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000021
Тема: Ценообразование на мировых товарных рынках
Содержание
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Ростовский филиал


Кафедра мировой экономики



КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Мировая экономика» 
на тему: 
«Ценообразование на мировых товарных рынках»  



                                    Выполнила студентка 2 курса
                                    Факультета таможенного дела
                                    Группы 3
                                    Зайцева Е.Г.
                                    
                                    Руководитель: к.ф.н.
                                    Гильяно А. А.





Ростов-на-Дону
2014


Оглавление
Введение	3
Глава 1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке	6
1.1.	Факторы, влияющие на процесс ценообразования на мировых товарных рынках	6
1.2.	Мировой товарный рынок: структура, динамика	9
Глава 2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков	15
2.1. Основные типы мировых товарных рынков	15
2.2.	Влияние государства на внешнеторговые цены	18
Глава 3. Россия в системе мирового ценообразования	22
3.1. Механизмы ценообразования в России	22
3.2.	Специфика ценообразования ВЭД в России	24
Заключение	28
Список литературы	30
Приложение 1	32
Динамика глобального товарного экспорта, крупнейшие страны-экспортеры
мира, 2001–2013 гг., млрд долл.	32












Введение

     Мировой рынок, которому на современном этапе присуща жесткая конкуренция, естественно в определенной мере оказывает влияние на процесс ценообразования. На уровень цены оказывают влияние особенности каждого отраслевого рынка, его тип, наличие и число посредников, существующие системы скидок, объемы продаж и прочее. 
     Практическая актуальность работы определяется тем, что, как показывает опыт последних лет, сейчас остро необходимо системное, целостное рассмотрение цен продавца и покупателя на мировом товарном рынке. Как известно под воздействием двух экономических категорий формируется конъюнктура рынка. В том случае если на рынке спрос превышает предложение – этот рынок называют рынком продавца, а если наоборот – рынком покупателя. На практике же такие ситуации продолжаются не очень долго.
     Теоретическая актуальность работы обусловлена тем обстоятельством, что при формировании цены на товар необходимо учитывать целый комплекс факторов, среди которых, во-первых, соотношение спроса и предложения, во-вторых, уровень конкуренции. В качестве мировой цены используют цену экспортно-импортного контракта, который заключают на мировых товарных рынках. Контрагентами в этих сделках выступают крупные экспортеры и импортеры. Также используются цены мировых торговых центров, таких как Лондонская фондовая биржа или, например, Чикагская товарная биржа и т.д. Другие участники рынка вынуждены ориентироваться на эти цены.
     Научная разработанность проблемы представляется не адекватной ее актуальности. Наиболее активно о необходимости анализа системы ценообразования заявляют Падалкина Е.С., Королев П.Ю. 
     Различные аспекты выделенной проблемы представлены и в работах Булатова А.С, Фомичева В. И.  Заметный вклад в исследование проблем ценообразования в Российской Федерации внес Шкред К.В.
      При указанной обширности публикаций, так или иначе связанных с интересующей нас проблемой, следует отметить отсутствие в изученной литературе работ, прямо рассматривающих заявленную тему; остаются без специального внимания и ее основные аспекты. 
     Объектом исследования является ценообразование на мировых товарных рынках.  
     Предмет – изучение особенностей, тенденций и перспектив ценообразования на мировых товарных рынках. 
      Цель курсовой работы – изучение ценообразования на мировых товарных рынках.
     Достижение этой цели осуществляется через решение следующих задач:
     1. рассмотреть факторы, которые оказывают влияние на процесс ценообразования на мировых товарных рынках;
     2. описать структуру и динамику мирового товарного рынка;
     3. охарактеризовать основные типы мировых торговых рынков;
     4. оценить влияние государства на внешнеторговые цены;
     5. изучить механизмы ценообразования в России;
     6. выявить специфику ценообразования ВЭД в России.
     В первой главе рассматриваются теоретические аспекты заданной темы исследования, то есть изучается структура мирового товарного рынка, его динамика, а также факторы, способные оказать влияние на ценообразование на мировых товарных рынках. Во второй главе затрагивается вопрос, касающийся основных типов мировых торговых рынков, и оценивается влияние государства. В третьей главе изучаются механизмы и специфика ценообразования, применяемые в России.
     Цель и задачи исследования обусловливают, прежде всего, использование таких методов, как аналитический, компаративный, метода единства исторического и логического исследования, метода научной абстракции, также необходим системный подход. 
     Структура курсовой работы определяется характером и последовательностью решаемых задач. Работа состоит из введения, трех глав (6 параграфов), заключения и списка литературы, включающего 19 источников. Объем работы - 31 страница.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 1. Основы и особенности ценообразования на мировом рынке
1.1.	Факторы, влияющие на процесс ценообразования на мировых товарных рынках
     
     Все многообразие экономических факторов, влияющих на мировые цены, можно условно объединить в несколько групп:
     - общеэкономические факторы (фаза экономического цикла, спрос и предложение, уровень инфляции и т. п.);
     - факторы, связанные с производством конкретного товара (издержки, прибыль, уровень налогов, потребительские свойства товара, спрос и предложение);
     - внеэкономические (военные, политические);
     - специфические факторы, которые связаны только с некоторыми видами товаров и услуг (сезонность, гарантии и прочее) или с особенностями валютной политики и т. п.
     Помимо экономических, на цены могут влиять также политические или военные факторы.1
     Как уже ранее говорилось, главными факторами, влияющими на формирование цен, являются соотношение спроса и предложения, уровень конкуренции. В случае с мировыми ценами существуют некоторые специфические моменты. Известным фактом является то, что соотношение спроса и предложения на мировом рынке гораздо сильнее оказывает влияние на экспортеров и импортеров по сравнению с покупателями и продавцами на внутреннем рынке. Это происходит из-за того, что на внешнем рынке количество конкурентов намного больше, чем на внутреннем. Сложность ведения внешнеэкономической деятельности заключается в том, что экспортеру при формировании цены необходимо обращать внимание не только на внутренние цены, и учитывать свои издержки, но и принимать во внимание уровень мировых цен. Именно поэтому экспортер постоянно находится в напряжении, так как должен следить за уровнем цен. На мировом рынке количество покупателей также намного больше, чем на внутреннем рынке. Необходимо отметить, что, несмотря на возможность свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, мобильность этих факторов производства гораздо ниже, чем на внутреннем рынке, так как существуют определенные правила в валютной сфере и правила пересечения границ. Эти препятствия сдерживают выравнивание прибыли и затрат. Вышеперечисленное отражается на уровне мировых цен.
     Под мировыми ценами принято понимать цены крупных экспортно-импортных контрактов, которые заключаются на мировых товарных рынках. Таким образом, к основным факторам, влияющих на формирование цен принадлежит соотношение уровней спроса и предложения. 
     Важным фактором также принято считать эффект замещения одного товара его аналогом, который в полной мере способен удовлетворить потребности покупателя. Помимо прочего на уровень мировых цен воздействуют условия расчета, валюта платежа и т.д.
     В условиях несовершенности рынка возникают случаи "искажения соотношения спроса и предложения". То есть при наличии спроса на товар, на рынок может быть выпущен товар, который производился в плохих условиях и качество которого, соответственно, пострадало. При этом цена на этот товар, установленная на национальном уровне, некоторое время будет восприниматься как мировая на данный товар. Существует и прямо противоположный пример, когда предложение превышает спрос. В таком случае основной объем продаж приходится на производителей с высоким качеством и низкой ценой.
     Получается, что при формировании цен необходимо учитывать сразу несколько направлений, то есть оценивать ситуацию с разных позиций. Во-первых, следует учитывать цену продавца, то есть более высокие цены, и цены покупателя, то есть более низкие цены. Соответственно тому, кто доминирует на рынке принято различать рынок продавца, когда цены устанавливает продавец, и рынок покупателя, когда цены диктует покупатель. Какая бы ситуация на рынке не сложилась, она в любом случае изменится и отразится в мировой цене. Именно поэтому необходимо постоянное наблюдение и изучение уровня мировой цены. Если данные наблюдение не будут проводится, это повлечет за собой серьезные ошибки.
     Таким образом, основными факторами, способными оказать влияние на ценообразование на мировых товарных рынках, являются общеэкономические, специфические, внеэкономические и факторы, которые связаны с производством товара.
     
     
1.2.	Мировой товарный рынок: структура, динамика
     
     Современный мир развивается в направлении образования глобальной экономики, в которой товары, услуги, финансовый капитал, люди, информация, знания, идеи свободно преодолевают географические границы государств. Возникают принципиально новые сущности (такие как, глобальный рынок, глобальная компания) и явления (глобальная конкуренция, глобальная кооперация и т.п.), а также возрастающим уровнем требований потребителей, для удовлетворения которых необходимо постоянное обновление и дифференцирование товаров и услуг.2
       Мировой товарный рынок - один из инструментов мирового инвестиционного рынка. Как видно из названия, на мировом товарном рынке ведется торговля товарами и сырьем.
     В настоящее время на мировом товарном рынке торгуются около 70 видов различных товаров. Все эти товары можно разделить на следующие группы:
     * Углеводороды и энергоносители - газ, нефть, сырье, нефтепродукты, уголь, мазут и т.д. ;
     * Пищевые продукты - пшеница, кукуруза, соя, соепродукты, зерно, сахар, кофе, какао, перец, семена, хлопок, домашний скот и многие другие;
     * Драгоценные металлы - драгоценные, полудрагоценные, неблагородные, редкие, например, золото, серебро, платина, палладий, медь, алюминий, никель и т.д.
     Первоначально основной целью мирового товарного рынка являлась регулярная связь между продавцами и покупателями товаров. Все сделки проводились с партиями наличных товаров. По мере развития биржевой торговли, установились свои товарные обычаи, стандарты на виды товаров, котировки цен и т.д.
     В последнее время практически все торговые сделки на товарном рынке заключаются в виде срочных контрактов на эти товары. Сами товары на бирже не предъявляются. Однако в сделке четко указываются марка товара, его количество и сроки поставки товара. Продавец на рынке товаров передает покупателю не сам товар, а документ, который подтверждает право собственности на товар.3
     Мировой товарный рынок (МТР) – это сфера товарно-денежных отношений между странами или хозяйствующими субъектами этих стран. Исторически мировой товарный рынок возникает раньше, чем мировое хозяйство. Мировой рынок как система со сложившейся структурной организацией, товарной специализацией отдельных стран, центрами мировой торговли и другими определяющими его чертами начал формироваться уже в XVII веке.4
     Черты мирового рынка представлены на рис. 1.1.

     
     Рисунок 1.1. Основные черты мирового рынка
     
     Структура МТР включает в себя 4 группы рынков:
     1. рынки традиционных товаров (топлива, машин и оборудования, сельскохозяйственной продукции, одежды, обуви, пищевой продукции, фармацевтических товаров, черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);
     2. рынки новейшей (наукоемкой) продукции (электронно-вычислительной техники, вооружений и военной техники, носителей информации, товаров для домашних животных и др.). Эта группа рынков постоянно расширяется;
     3. рынки услуг (транспортных, туристических и др.);
     4. рынки результатов интеллектуальной деятельности.
     На мировом рынке топлива ведущую роль играют нефть, нефтепродукты, природный газ и каменный уголь. Они занимают до 75 % всего ассортимента товарной группы. Основное место в мировом производстве, и потреблении первичных энергоресурсов занимает нефть (около 40%), на газ приходится около 23 %, на уголь около 31 %, на АЭС - около 2 %, на ГЭС и другие виды энергоресурсов - около 3 %. В мировом экспорте топлива на долю промышленно развитых стран приходиться около 70 %, развивающихся стран около 20 %.5
     Так, за период 2001–2013 гг. стоимость глобального вывоза товаров возросла с 6,1 трлн до 18,5 трлн долл.1, то есть, более чем втрое. Но такая динамика обеспечивалась в основном за счет стабильно высокого стоимостного прироста мирового товарного экспорта в 2003–2008 гг., когда его темпы составляли ежегодно в среднем 15–16 %.
     Действительно, если в 2010–2013 гг находившиеся на 2–3-м месте в рейтинге крупнейших поставщиков товаров на  зарубежные рынки США и Германия имели во многом схожие стоимостные индикаторы экспорта, то лидирующий Китай превосходил преследователей примерно в 1,3–1,5 раза. Стоит отметить также, что Германии в 2012 г не удалось избежать падения абсолютных показателей своего товарного вывоза по стоимости, которое составило 4,5 %, что оказалось весьма заметным на фоне перманентно нараставшей экспортной экспансии Китая и США. Что касается других ведущих экспортеров товарной продукции, то на основании анализа последних данных ВТО и ЮНКТАД можно отметить ряд новейших трендов (см. прил. 1).
     Так, среди других стран лидирующей группы, успешно развивавших вывоз своих товаров в 2010–2013 г., следует выделить, помимо Китая, такие как Нидерланды и Великобритания. Особенно удачным для обеих оказался 2013 г., когда им удалось увеличить свой товарный экспорт по стоимости на 19,7 и 12,5 %, соответственно. Вполне достойно смотрится и прирост их абсолютных показателей за прошедший год – 109,5 млрд долл. и 60,0 млрд долл., также соответственно. Обращает на себя внимание и тот факт, что в силу происходившего Нидерланды вплотную приблизились к абсолютному показателю Японии.
     Что касается Китая, то в 2012–2013 г  ему, как лидеру, удавалось сохранить темпы роста своего товарного вывоза на уровне 7,9 %, добиваясь повышения его стоимости на 150–160 млрд долл. ежегодно.
     В то же время ряд ведущих мировых экспортеров товарной продукции в последнее время постоянно обладал положительным сальдо во внешней торговле товарами. Среди них выделяются Китай, Германия, Нидерланды, Республика Корея, Российская Федерация. При этом наиболее весомые показатели актива в 2013 г. отмечались в Германии (265,0 млрд долл.), Китае (260,6 млрд долл.), России (208,6 млрд долл.). Что касается Российской Федерации, то на всем протяжении периода рыночного реформирования внешнеторговый баланс оказывался активным, а его сальдо демонстрировало постоянный тренд к увеличению.6
     Изменения в товарной структуре международной торговли проявляются в ряде четко выраженных тенденций, представленных ниже.
     Во-первых, диверсифицируется поток товаров, вовлекаемых в международный товарооборот. Экспортная номенклатура Германии сегодня насчитывает 180 позиций, США, Великобритании и Франции – 175, Японии – более 160 позиций, что является следствием ускоренного обновления продукции. В Машино - и приборостроении продукция в течении 5 лет обновляется не менее чем на 60%.
     Во-вторых, под влиянием НТП увеличивается в международной торговле удельный вес готовых изделий в цели (примерно 80% мировой торговли), машинно-технической продукции в частности ( 40% мировой торговли). Роль главных экспортеров и импортеров на тех товарных рынках выполняют промышленно развитые страны.
     В-третьих, сокращается доля международной торговли сырьем и минеральным топливом в совокупной стоимости мирового экспорта, что связано со снижением роли сырьевых товаров в материальном производстве промышленно развитых стран (в результате перехода к ресурсосберегающим технологиям), повышением их самообеспечения сырьем ( за счет интенсивного внедрения НТП в добывающие отрасли)
     В-четвертых, в мировой торговле снижается удельный вес продовольствия, что объясняется падением доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран, растущей самообеспеченностью стран на базе интенсивных технологий производства и переработки сельхозпродукции, падением цен.
     Подводя итог, следует отметить наличие нерешенных пока проблем в сфере глобального товарного обмена. Тем не менее, инициативы нового руководства Всемирной торговой организации, принятые на ее Конференции в 2013 г. решения дают основания для оптимистичной оценки перспектив развития этой сферы международной торговли. Наиболее динамичным и интенсивно развивающимся сектором международной торговли является торговля продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами так, экспорт наукоемкой продукции составляет более 500 млрд. долл. в год, а для высокотехнологичной продукции приближается к 40% развитых стран.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 2. Ценообразование на различных типах мировых товарных рынков
2.1. Основные типы мировых товарных рынков
     
     Основным критерием классификации основных типов мировых товарных рынков является характер и степень свободы конкуренции. На основе этого критерия выделяют следующие типы рынков:
     – рынок совершенно (свободной) конкуренции;
     – рынок «чистой» монополии;
     – рынок монополистической конкуренции;
     – олигопольный рынок (рынок конкуренции немногих поставщиков).7
     Общие показатели мировой энергетики свелись в предшествовавшем 2011 г. к относительно ровным итогам. По данным «British Petroleum», глобальное потребление первичной энергии выросло на 2,5% к уровню 2010 г., что соответствовало среднегодовым темпам прироста за истекшее десятилетие; приблизился к этому показателю и рост в 2012 г. При этом динамика расширения энергопотребления традиционно уступала скорости нарастания глобального ВВП (в 2011 г. на 3,7% и примерно 3,3%, по оценке МВФ, в 2012 г) отражая происходящий процесс снижения энергоемкости производства.
     В интересах повышения энергетической безопасности мировое сообщество прилагало усилия по разведке невозобновляемых источников энергии. Вследствие повышения оценок запасов сырья, находящегося в первую очередь в нефтеносных песках Канады и залежах Венесуэлы, а также других месторождениях, глобальные запасы нефти существенно выросли (к началу 2012 г. до 234 млрд тонн), что позволило скорректировать период обеспеченности мировой экономики данным энергоносителем по состоянию на начало 2012 г. до 54 лет (против 46 лет в начале 2011 г.). Кроме того, в результате повышения оценок залежей природного газа в Туркмении (в 1,8 раза), Иране, Китае и США (сланцевого газа) мировые запасы газа увеличились к 2012 г. до 208 трлн м3 (в начале 2011 г. – 196 трлн м3), а предполагаемый срок их использования – с 59 лет до 64 лет. Объем мировых залежей угля остался прежним, хотя расчетный период их потребления был несколько сокращен – до 112 лет (со 118 лет в начале 2011 г.) ввиду повышения оценки ежегодного мирового расхода данного энергоносителя.
      
Рисунок 2.1. Структура мирового энергопотребления по традиционным видам топлива в 2000 г. и 2011 г.8

     Мировым лидером по запасам минерального энергетического сырья оставался регион Ближнего Востока, на долю которого в 2011 г. приходилось 48% нефти и 36% газа (для РФ аналогичные показатели составили 5,3% и 21,4% соответственно). Кстати, 28% мировых запасов газа заключает в себе месторождение «Южный Парс», находящееся на территории Ирана и Катара.
     На современном этапе в мировой экономике нефть остается доминирующим энергоносителем, обеспечивая более 1/3 суммарных потребностей и, прежде всего, – транспортного сектора, хотя в наступившем веке глобальная добыча данного ресурса повышалась достаточно низкими темпами (менее 1% в год); в новом десятилетии нарастает сложность технологических усилий (и финансовых затрат) по добыче. 9
     В международной торговле к продовольственным товарам относятся продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые готовые товары.10
     Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.11
     По объему производства, потребления и внешнеторговому обороту черные, цветные и редкие металлы, а также первичная продукция из них занимают второе место после топливно-энергетических ресурсов. Черная металлургия служит базой для развития машиностроения и металлообработки, и ее продукция находит применение практически во всех сферах экономики. Россия наряду с США, Японией, Китаем и Германией, входит в ведущую пятерку мировых производителей черных металлов. В 2004 г. в России было произведено 105 млн. т железной руды, 51,5 млн  т чугуна, 72,4 млн  т стали и 59,6 млн. т готового проката.
     Общая структура потребления золота в мире в 1970 - 2012 гг. (с 1970 по 1984 гг. без учета СССР и Китая) показана в таблице 2.1.
     
     
     
     Таблица 2.1. Структура потребления золота в мире в 1970 - 2012 гг 

     Российский рынок драгоценных металлов неразрывно связан с международным. Если цены на золото растут на международном, то растут на всех рынках. Рынок драгоценных металлов не имеет территориальных границ. Единственный фактор в России, который может сдерживать или усиливать рост котировок является изменение курса доллара США к российскому рублю.12
     Таким образом, мировая торговля товарами и некоторыми видами услуг осуществляется через систему мировых товарных рынков, включающую большое количество различных отраслевых рынков товаров и услуг, и каждый из которых имеет свою специфику. Эта специфика обусловила то многообразие факторов, которые влияют на ценообразование, динамику и уровень мировых цен.
     
     
2.2.	Влияние государства на внешнеторговые цены
     
     Основными способами воздействия на мировые цены принято считать регулирование внутренних цен государством, субсидирование и поддержка экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики. Степень влияния на уровень мировых цен зависит от количества компаний страны, осуществляющей такое воздействие. Чем больше компаний, тем сильнее воздействие.13
     Регулирование цен на внутреннем рынке осуществляется по двум направлениям. Во-первых, государство может обеспечивать уровень экспортных цен путем предоставления субсидий предприятию для покрытия издержек. В качестве примера можно привести политику США. В случае, когда рыночные цены опускаются ниже уровня, гарантированного США, государство предоставляет субсидии из государственного бюджета для покрытия издержек. При этом производитель предоставляет специальной правительственной организации под залог некий объем сельскохозяйственных продуктов. В том случае если рыночные цены превышают залоговые цены, экспортер выкупает свой товар и продает его на рынке. Если же рыночные цены не превышают залоговые цены, то товар остается в собственности у правительственной организации. Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что политика США направлена на поддержку национального производителя. Это проявляется в принятии мер для поддержания такого уровня мировых цен, чтобы экспортер не остался в проигрыше при одновременном контроле уровня мировых цен. Возможно, именно это и является причиной лидирующих позиций США в экспорте сельскохозяйственной продукции.
     Механизм ценообразования в ЕС можно назвать более детальным, так как в рамках ЕС разработан ряд механизмов для каждого вида сельскохозяйственной продукции и доя каждого региона. Установлено несколько категорий цен: индикативные цены, определяемые как желательные; минимальные цены импорта, или пороговые; минимальные продажные цены, гарантированные производителю интервенциями со стороны официальных организаций. Пороговая цена является защитои от импорта, а цена интервенции является гарантией минимального дохода производителя. При помощи этих инструментов Европейский  Союз защищает своих производителей от резких колебаний мирового рынка. Рационально и грамотно продуманная политика ЕС позволила союзу превратиться из импортера сельскохозяйственной продукции в экспортера, занимающего второе место.
     Говоря о воздействии государства на уровень цен на продукцию машиностроения и сырье, отметим, что это косвенное воздействие. Это проявляется через финансирование НИОКР, скрытое финансирование экспорта и таможенную политику с оттенками протекционизма. Действуя таким образом, предоставляя субсидии компаниям, государство способствует поддержанию экспортных цен на уровне мировых и компаниям не приходится покидать рынок. Государство устанавливает низкие импортные пошлины на сырье, тем самым повышая конкурентоспособность товаров, для изготовления которых требуется импортируемое сырье. В качестве одного из методов воздействия на уровень мировых цен можно назвать демпинг. Целью демпинговой политики является захват товаром или группой товаров внешних рынков благодаря ценам ниже внутренних. Отрицательная прибыль компенсируется впоследствии путем резкого повышения цен на внешних рынках за счет проникновения на рынки стран-импортеров.
     Помимо вышеперечисленных инструментов и механизмов, существует еще целый арсенал инструментов и механизмов, способных оказать воздействие на мировые цены. Влияние сильнее, чем крупнее страна в мировой экономике. Такими инструментами могут быть квотирование, лицензирование и т.д.14
     Таким образом, основными способами воздействия на мировые цены принято считать регулирование внутренних цен государством, субсидирование и поддержка экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики. Степень влияния на уровень мировых цен зависит от количества компаний страны, осуществляющей такое воздействие. Чем больше компаний, тем сильнее воздействие.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
Глава 3. Россия в системе мирового ценообразования
3.1. Механизмы ценообразования в России
     
     С 1 января 2012 года вступил в силу новый закон о трансфертном ценообразовании. Ранее вопросы трансфертного ценообразования регулировались статьями 20 и 40 НК, которые были заменены разделом V. 1. НК РФ. Новое законодательство базируется на передовой практике ведущих западных стран и рекомендациях ОЭСР.15
     Несмотря на определённые изменения, произошедшие за последние несколько лет, и отказ государства от политики полного невмешательства в процесс формирования цен, главной проблемой по-прежнему является отсутствие единого государственного курса в этой сфере. Как правило, действия властей в области ценообразования носят стихийный и непоследовательный характер.
     В статье 71 Конституции Российской Федерации указано, что в ведении Российской Федерации находится установление основ ценовой политики в стране. Однако на сегодняшний день не существует закона, который мог бы обеспечить проведение в стране единой политики цен и тарифного регулирования. Предлагавшиеся в разное время законопроекты, такие как «О государственном регулировании цен (тарифов)», «Основы государственного регулирования цен (тарифов, расценок, ставок)», «Об основах ценовой политики Российской Федерации», отклонялись депутатами Государственной Думы Российской Федерации ещё на стадии первого чтения.
     Механизмы и принципы ценообразования в России разбросаны по множеству законодательных актов. Непосредственное же воздействие государства на цены и тарифы осуществляется преимущественно на ведомственном уровне посредством огромного количества подзаконных актов органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что столь широкое разнообразие правовых норм существенно замедляет и усложняет процесс государственного воздействия на цены и тарифы. Наглядным примером этого служит недавний скачок цен на услуги ЖКХ в регионах, ответственность за который чиновники различного уровня перекладывали друг на друга.
     Для решения всех проблем в области ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:
     1) Нужно разработать и принять базовый федеральный закон, касающийся основных принципов ценовой политики Российской Федерации. Должны быть чётко разграничены полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен; сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен, а также критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования, а также процедуры разрешения конфликтов.
     2) Использовать методы долгосрочного планирования и прогнозирования цен в стране. Государство не может допускать резких скачков цен в тех или иных отраслях экономики.
     3) Остановить необоснованный рост тарифов естественных монополий. Процедуры формирования тарифов должны стать прозрачными, понятными бизнесу и населению. Контроль со стороны проверяющих органов власти за деятельностью монополий должен быть усилен.
     4) Повысить эффективность контроля за ценовыми сговорами и установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Более широко привлекать общество к отслеживанию этих процессов.
     5) Реализовать комплекс мер, направленных на развитие конкуренции, стимулирование сокращения издержек производителей, рост производительности труда и применение современных ресурсосберегающих технологий.16
     Таким образом, при формировании системы ценообразования необходимо учитывать ряд факторов, среди которых политические, экономические, социальные и психологические. По своему экономическому смыслу цены отражают состояние экономики государства. То есть когда цены неустанно растут и государство неспособно их контролировать, это приводит к ухудшению жизненного уровня населения и возгоранию конфликтов социального характера. В том случае если цены снижаются, это означает увеличение уровня безработицы из-за снижения объемов производства, и, как следствие, экономического спада. Именно поэтому на сегодняшний день ценообразование является ключевым показателем государственной политики любой страны. Государство воздействует на цены при помощи прямого и косвенного методов. Под прямыми методами принято понимать административное установление цен. Косвенные методы это, прежде всего, налоговая политика, таможенное и валютное регулирование, субсидирование, льготное кредитование и т.д.
     
     
3.2.	Специфика ценообразования ВЭД в России
     
     В современном мире крупные экспортеры и импортеры России имеют в составе специализированные подразделения или дочерние компании, которые работают исключительно на внешних рынках. Несмотря на то, что их много, они способны хорошо контролировать и наблюдать за ситуацией на товарных и финансовых рынках, не допуская при этом серьезных ошибок. Они разработали свою политику ведения бизнеса, наработали свою клиентуру, и для того чтобы стать одним из поставщиков, например, компании «Норильский никель» очень сложно и можно даже сказать, что это практически не представляется возможным. Прослеживаются отголоски монополии.
     Говоря о системе ценообразования, отметим, что российские предприятия дублируют поведение мирового рынка. Важное значение имеет одна деталь. В условиях глобализации сложилась такая ситуация, что многим экспортным компаниям перестал быть выгоден экспорт, что, в свою очередь, ограничивает импорт. При этом цены, которые фигурируют на внутреннем рынке выше уровня мировых цен. Бывают случаи когда компания , поставив товар и не получив денежные средства от импортера, искала импортера на внешнем рынке. Разница межу мировой ценой и внутренней ценой перекладывается на внутреннюю цену. Получается, что цена товара увеличивается, несмотря на то, что компания имеет денежные средства, поступившие на ее счет после проведения экспортной сделки.
     Особое внимание необходимо уделить внутреннему ценообразованию, которое связано с внешней экономической деятельностью. Это формирование импортных цен на товары и услуги. В настоящее время уровень цен импортных товаров не привязывается к ценам на отечественные аналоги, а за основу берется мировая практика.17
     Для более кардинального воздействия на динамику цен используются следующие рычаги: налоги, банковский процент, страхование инвестиций, регулирование доходов населения, в том числе заработной платы. В некоторых случаях могут применяться и прямые формы воздействия через установление фиксированных цен, а также определенных границ, в рамках которых может колебаться цена товара. Минимальная фиксированная цена обычно устанавливается выше того уровня, который сложился в данный момент на рынке товаров и услуг. Это делается для того, чтобы поддержать производителя (продавца). Максимальная же цена устанавливается несколько ниже сложившейся с целью поддержания потребителя.
     Органы управления могут также выпускать так называемый прейскурант рекомендуемых цен.
     Конечно, любое вмешательство в свободное ценообразование не застраховано от ошибок, так как не всегда удается предусмотреть ответную реакцию заинтересованных сторон, тем более количественно измерить последствия такого вмешательства. Поэтому политика централизованного регулирования цен должна быть гибкой и соответствовать сложившимся условиям в данный момент времени, быть постоянно сориентированной на рост эффективности производства и совершенствование его структуры, на расширение покупательной способности широких слоев населения. Основное внимание следует уделять тем секторам рынка, в которых отсутствуют условия для конкуренции, в том числе и международной, так как чересчур.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44